Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОДА (итал. coda, от лат. cauda - хвост) - заключит. построение муз. произв. или части цикла, не являющееся обязательным для к.-л. композиц. схемы. К. снимает контрасты, закрепляет устойчивость. Структурная обособленность в муз. форме, функциональная многозначность отличают К. от дополнений, только утверждающих тонич. гармонию. К. встречается, как правило, в формах со значит. контрастами, развитием: в простых формах, напр. в трёхчастной (Ф. Шопен, Прелюдия № 12, gis-moll); в сложных формах (П. И. Чайковский, 4-я симф., 3-я часть); в классич. и послеклассич. рондо (В. А. Моцарт, Рондо a-moll, К. V. 511), в вариационной форме (С.В. Рахманинов, Вариации на тему Корелли); в сонатной форме. К. обычно строится на темах осн. разделов; в синтстич. К. они сближаются (2-я часть 6-й симф. Чайковского); их транспозиция придаёт целому черты сонатности (П. И. Чайковский, 6-я симф., 4-я часть). В программной (напр., в увертюрах - "Эгмонт" Бетховена), сценич. ("Маски", № 12, из балета "Ромео и Джульетта"), вок. (романс "Финский залив" Глинки) музыке встречаются К., основанные на самостоят. материале. Обычно К. начинается после заключит. каденции (1). Возможно постепенное перерастание в К., напр. последнего проведения рефрена в рондо-сонате (Л. Бетховен, соната ор. 7 для фп., 4-я часть). В сонатной форме начало К. может нарушать достигнутую в репризе устойчивость, последующее восстановление которой становится более эффективным. В таких случаях К. уподобляется 2-й разработке, напр. К. 1-й части 5-й симф. Бетховена. Начиная с произв. Бетховена К. фактически приравнивается к осн. разделам: она уравновешивает разработку как реприза экспозицию. Т. С. Кюрегян. |