Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОЛЛАЖ (франц. collage, букв.- наклеивание) - в музыке 20 в. введение в соч. стилистически чуждых фрагментов из произв. др. композиторов, иногда и из собств. соч. (напр., темы фп. сонаты Гайдна в финале 1-го фп. концерта Шостаковича, используемые с юмористич. целью). Термин "К." заимствован из изобразит. искусства, где означает приём, состоящий в наклеивании на к.-л. основу материалов, отличающихся от неё по фактуре и др. качествам. При К. часто происходит стилистич. сближение разностильных "цитат" (начало финала 15-й симф. Шостаковича). В балете "Анна Каренина" Щедрина К. из музыки П. И. Чайковского служит созданию историч. перспективы. В "Жизнеописании" Шнитке эффект автобиографичности достигается муз. средствами К. "Псевдоколлаж" ("псевдоцитата") - стилистич. разнородность без цитирования. См. также Полистилистика. |