Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ - 1) нар. песня, служащая для убаюкивания ребёнка. Имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций, однообразием припевных слов. К. п. относятся к древнейшим жанрам фольклора, сохраняют традиц. напевы, бытующие в разных вариантах (рус. "баю-баюшки баю", груз. "иав-нана"). Общие жанровые черты соединяются в К. п. с нац. признаками, которые могут проявляться в типе мелодики (мелизматика в арм. и азерб. К. п.) и исполнит. традициях: пение с инстр. сопр. (в Туркмении), респонсорное пение - чередование сольного запева и хор. припева (в Африке). 2-гол. пение (в Грузии). 2) Бок. или инстр. лирич. миниатюра (нередко с франц. назв. berceuse), а также эпизод в крупном соч. (опере, балете, симф. или хор. сюите), где композитор интерпретирует жанр нар. К. п. в индивидуальной манере (фп. "Berceuse" op. 57 Шопена, романс "Спи, дитя моё" Чайковского). Известны К. п. сказочного (в опере "Садко", в балете "Жар-птица") и драм. ("Песни и пляски смерти" Мусоргского) характера. Нац. характерностью отмечена К. п. в опере "Порт и Бесс". Станислав И., Колыбельные песни пленен Конго, в сб.: Музыка народов Азия и Африки, в. 2, М., 1973; Ефименкова Б. В., Северные байки. Колыбельные песни Вологодской и Архангельской обл.. М.. 1977. |