Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОММА (от греч. - отрезок) - 1) интервал меньше 1/8 целого тона, разница между двумя близкими по высоте звуками, образующаяся либо в одном строе при разных способах вычисления интервалов, либо в результате сопоставления одноим. интервалов из разных строев. Пифагорова, или дитоническая (диатоническая), К. - интервал между исходным тоном и 12-й квинтой, сведёнными в одну октаву, или разница между апотомой и лиммой; дидимова, или синтоническая, К.- разница между большой терцией пифагорова строя и большой терцией чистого строя или между большим целым тоном и малым целым тоном: Комматич. различия высот находят применение в выразит. интонировании на инструментах с нефиксиров. или частично фиксиров. настройкой, в пении. Они полностью сняты в равномерной темперации. При более свободной трактовке под К. понимают многие др. интервалы меньше темперированного полутона [напр., септимовая К.- 64/63 или 27,2 цента, арабская К. (в 53-ступенной темперации) = 22,6 цента, диесы (в энармонике) - большая =548/625 - или 62,6 цента и Малая = 128/125 или 41,1 цента]. 2) Знак в виде запятой (от нем. Komma - запятая), которым в нотной записи вок. соч. и произв. для дух. инструментов отмечаются места, где исполнитель может перевести дыхание, невзирая на отсутствие выписанной паузы. Иногда с помощью К. обозначаются и люфтпаузы. Риман Г., Акустика с точки зрения муз. науки, пер. с нем., М., 1898; Немировский Л. Г., Акустика физическая, физиологическая и музыкальная, М.- П., 1923; Муз. акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, 2М., 1954. Ю. Н. Рагс. |