на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - составление, сочинение) -1) категория музыковедения и муз. эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе муз. произведения, "опуса" в отличие от текучей вариантности нар. творчества-процесса, от импровизации (в древней, вост., нар., джазовой музыке, некоторых видах музыки 20 в.). Тем самым К.- высокое достижение муз. культуры. К. предполагает автора-личность (композитора), его целенаправленную творч. деятельность, отделимое от создателя и далее независимо от него существующее произведение, воплощение содержания в точно установленной объективированной звуковой структуре, сложный аппарат технич. средств, систематизированный муз. теорией и излагаемый в спец. области знания (в курсе К.). Письм. фиксация К. требует совершенной муз. нотации. Закрепление категории К. и статуса композитора связано со становлением в эпоху Возрождения концепции свободной человеческой личности - творца, создателя (указание имени композитора стало нормой с 14 в.; кульминация личностного и авторского начала в К.- в 19 в.). как муз.-художеств. целое стабильна. В ней преодолевается непрерывная текучесть времени, устанавливается всегда одинаково воспроизводимая однозначность осн. компонентов музыки - высотности, ритма, расположения материала и т. д. Благодаря стабильности К. можно воспроизводить звучание музыки через любые сколь угодно большие промежутки времени после её создания. Вместе с тем К., всегда рассчитанная на определ. условия исполнения и функцию в муз. жизни, неизбежно оказывается запечатлением исторически и социально детерминированного эстетич. отношения муз. искусства к действительности, её образом. По сравнению с прикладными фольклорными формами (песнями, плясками) и действами (обрядовыми, религ., бытовыми), непосредственно включёнными в жизненный процесс, К. в большей мере является художеств. отражением действительности. С древнейших времён представление о композиционно-едином муз. целом связывалось с текстовой (или танц.-метрич.) основой (К. как текстомуз. форма, см. Форма музыкальная). Лат. понятию К. исторически предшествовало греч. понятие мелопея. В эпоху средневековья термин "componere" был введён Гвидо д'Ареццо в "Микрологе" (ок. 1025; GS II, 14b). Под К. понималась гл. обр. искусная обработка хорала (cantus firmus). Й. де Грохео ("О музыке", ок. 1300) относил это понятие к полифонич. музыке ("musica composite") и применял термин "compositor". В эпоху Возрождения Й. Тинкторис ("Определитель муз. терминов", 1474) выделил в последнем термине творч. момент (композитор - "написавший какой-нибудь новый кантус", CS IV, 180а); в "Книге об искусстве контрапункта" (1477) он чётко различил контрапункт нотированный -"res facia" (равнозначно "cantus compositus" в "Определителе", там же, 187b) и импровизируемый ("super librim cantare", там же, 129а). В кон. 15 - нач. 16 вв. учение о контрапункте расширилось до понятия "ars componendi" ("иск-ва К."; термин М. Шанпехера, одного из авторов трактата "Золотой труд о музыке" ("Opus aureum musicae...", 1501); в сер. 16 - нач. 18 вв. в Германии термин "musica poetica" означал науку К. (как "musica theoretica" - законы музыки, a "musica practica" - умение, мастерство К.). В 17-19 вв. учение о К. превратилось в целостную науку о гармонии, полифонии, муз. форме и инструментовке. Движению музыки к художеств. автономности соответствовало представление о К. как муз. форме, базирующейся на специфич. муз. основах (тональности, функциях тональных, модуляции, мотивике и тематизме, контрасте песенной структуры и связующих, разработочных ходов). При этом в центре внимания теоретиков К. оказался классич. сонатный цикл. В русле этой традиции наука о К. (нем. Kompositionslehre) - свод теоретич. сведений и практич. предписаний к сочинению. Излагающий эту науку учебный курс К. поныне ведётся в спец. уч. заведениях (др. назв.- сочинение). Учебники К. часто совпадали с общим учением о К. или с доминирующей в данное время отраслью учения о ней: "Le istitutioni harmoniche..." Дж. Царлино (Venetia, 1558); "Von der Singe-Kunst, oder Maniera. Tractatus compositionis augmentatis..." К. Бернхарда (сер. 17 в.); "Traite de Pharmonie" Ж. Ф. Рамо (Р., 1722); "Gradus ad Parnassum" И. И. Фукса (W., 1725); "Grundliche Anweisung zur Komposition" И. Г. Альбрехтсбергера (Lpz., 1790); "Traite de haute composition musicale" А. Рейхи (v. 1-2, P., 1824-26); "Die Lehre von der musikalischen Komposition" А. Б. Маркса (Bd 1-4, Lpz., 1837-47); "Lehrbuch der musikalischen Komposition" И. К. Лобе (Bd 1-4,Lpz., 1850-67); "Grosse Kompositionslehre" X. Римана (Bd 1-3, В.- Stuttg., 1902-13). В 20 в. не существует единого учения о К., обобщающего совр. художеств. практику во всём её многообразии. Понятие К. охватывает множество отдельных стилевых направлений и техник, включая как традиц. тонально-тематич. письмо, так и методы К., исходящие из принципиально нетрадиционных её трактовок (см. Алеаторика, Додекафония, Конкретная музыка. Серийная техника, Сериальность, Сонорика и т. п.). Среди учебников К. 20 в.: "Cours de composition musicale" В. д'Энди (v. 1-4, P., 1903-50); "Unterweisung im Tonsatz" П. Хинде-мита (Bd 1-3, Mainz, 1937-70); "Studies in counterpoint, based on the twelve-tone technique" Э. Кшенека (N. Y., 1940). В России первым учением о К. была "Мусикийская грамматика" Н. П. Дилецкого (М., 1679, др. ред.- 1681); среди др. авторов руководств: И. Л. Фукс (рус. пер.- "Практич. руководство к сочинению музыки", СПБ, 1830), И. К. Гунке ("Руководство к сочинению музыки", отд. 1-3, СПБ, 1859-63), М. Ф. Гнесин ("Начальный курс практич. композиции", М.-Л., 1941). 2) Одна из сторон муз. целого, в которой раскрываются закономерности временного развёртывания произведения. То же, что форма музыкальная.
Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX в., (пep. с чеш.), М., 1976; Дилецкий Н. П., Идеа грамматики мусикийской, М., 1979 (публ. Вл. [В.] Протопопова); Назайкинский Е. В., Логика муз. композиции, М., 1982; Fеrand Е. Т., Zum Begriff der "compositio" im 15. und 16. Jahrhundert, в кн.: Bericht fiber den 7. (siebenten) Internationalen musikwissenschaftltchen Kongress, Koln, 1958, hrsg. von G. Abraham [u. a.), Kas.- [u. a.), 1959; Мuller-Blattau J. (Hrsg.), Die Kompositionslehre Heinrich Schutzens in der Fassung seines Schulers Christoph Bernhard, Kas.- [u. a.], 1963; Slockhausen K., [Texte], Bd 1-4, Koln, 1963-78; Rohloff E., Die Quellenhandschriften zum Musiktraktatdes Johannes de Grocheio, Lpz., [1972]; Gieseler W., Komposition im 20. Jahrhundert, Celle, 1975. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

КАТУЛЬСКАЯ

КЕСТЕНБЕРГ

КЕЧАКМАДЗЕ

КИЗЕВЕТТЕР

КИНОМУЗЫКА

КИРНБЕРГЕР

КЛАВИАТУРА

КЛАССИЦИЗМ

КЛЕМЕНТЬЕВ

КЛЕНОВСКИЙ

КЛИМЕНТОВА

КОЖЕВНИКОВ

КОЗЛОВСКИЙ

КОЗОЛУПОВЫ

КОЛОГРИВОВ

КОЛОМИЙЦЕВ

КОЛОРАТУРА

КОЛОТИЛОВА

КОМПОЗИТОР

КОНДРАТЬЕВ

КОНТРАЛЬТО

КОНФИНАЛИС

КОНЦЕРТИНА

КОНЦЕРТИНО

КОРЧИНСКАЯ

КОРЧИНСКИЙ

КОХАНЬСКИЙ

КОЧАЛЬСКИЙ

КРАСИНСКАЯ

КРЕСТЬЯНИН

КРЕШЕНТИНИ

КРИВОНОСОВ

КРИМАНЧУЛИ

КРИСТОФОРИ

КРОМБГОЛЬЦ

КРУГЛИКОВА

КРУМПХОЛЬЦ

КРУШЕВСКИЙ

КУДРЯВЦОВА

Музыкальный словарь ver16