Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОНТРАБАС [от итал. contrab (b) asso; англ. double bass] - самый большой и низкий по звучанию струнный смычковый инструмент (длина ок. 2м). Имеет 4 струны квартовой настройки: E1, A1, D, G (добавочная 5-я струна - С,). К.- транспонирующий инструмент, нотируется октавой выше звучания (кроме того, в сольном исполнительстве применяется перестройка всех струн на тон выше). Диапазон: 4 октавы. Предшественник К.- контрабасовая виола-да-гамба, к-рую К. заменил в 16-18 вв. В орк. музыке 19-20 вв. партия К. нередко получает самостоят., отдельную от влч. партии трактовку. Используется как сольный инстр. с 18 в. Играют на К. стоя или сидя на высоких табуретах, ставя его перед собой. Среди виртуозов: Й. Кемфер (18 в.), Д. Драгонетти (кон. 18- нач. 19 вв.), Дж. Боттезини (19 в.), С. А. Кусевицкий (20 в.). Для сольного исполнения на К. произв. писали Й. Гайдн, К. Диттерсдорф, П. Хиндемит, Р. М. Глиэр, Э. Тубин и др.; для кам.-инстр. ансамблей с К.- В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Дж. Россини, С. С. Прокофьев и др. Назв. "К." иногда может относиться к контрабасовым разновидностям др. инстр. семейств (балалайка-контрабас, кларнет-контрабас и др.). Контрабас, М., 1974; Planyavsky А., Geschichle des Kontrabasses, Tuning, 1970. |