Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОНТРАСТНО-СОСТАВНЫЕ ФОРМЫ (термин предложен В. В. Протопоповым) - формы, состоящие из 2 или неск. контрастных частей, объединяющихся общностью замысла и развития, текстом, сюжетом, тональной замкнутостью и (или) логикой тонального плана, тематич. и интонац. связями, непрерывностью перехода. Различие частей К.-с. ф. в темповом отношении обязательно и придаёт целому свойства цикла. Части К.-с. ф. обычно неоднородны по степени развитости и самостоятельности, каждая из них может иметь структуру простой, сложной, сонатной, к.-л. полифонической или др. формы. Виды К.-с. ф.: близкие к сложной двухчастной ("Кикимора" Лядова), в частности типа "каватина-рондо" (№ 2 из оперы "Иван Сусанин"); трёхчастные безрепризные (фантазия для органа G-dur Баха, BWV 572) и с к.-л. признаками репризы (квартет из 3-го действия оперы "Иван Сусанин"); многочастные (Фантазия c-moll Моцарта, K.-V. 475). -с. ф. возникли в 17 в., развивались в 18 в. в вок. и инстр. музыке: структура типа "речитатив - ария" ("Страсти по Иоанну" Баха, №№ 18-19), оперный финал (2-е действие оперы "Дон Жуан"), некоторые случаи сочетания фантазии, токкаты с фугой. Их значение в инстр. музыке уменьшается во 2-й пол. 18 в. (как следствие развития циклич. форм) и возрастает в 19-20 вв. в связи с тенденцией к индивидуализации форм в, инстр. музыке (квартет № 14 Бетховена; фантазия f-moll для фп. в 4 руки Шуберта), в сольной вок. музыке (некоторые песни сквозного развития, в т.ч. баллады). К.-с. ф. в музыке 19-20 вв. может определять построение сольной (сцена письма Татьяны из оперы "Евгений Онегин"), ансамблевой (терцет из 1-го действия оперы "Русалка"), хоровой ("9-е января" из "Десяти поэм" ор. 88 Шостаковича) сцен; может быть связана со слиянием частей сонатно-симф. цикла (симфония № 13 Мясковского), сюиты ("Венгерские рапсодии" Листа; "Испанское каприччио" Римского-Корсакова). Протопопов В л., "Иван Сусанин" Глинки, М., 1961; его же, Контрастно-составные формы, "СМ", 1962, № 9; Стоянов П., Контрастно-сьставни форми, София, 1974. В.П. Фраёнов. |