Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА - в инстр. музыке 17-1-й пол. 18 вв. наиб. крупная форма, типичная для частей циклич. соч. Основана на чередовании относительно устойчивой темы и интермедий, или эпизодов (одинаковых или различных по материалу). К. ф. отличается от классич. рондо (1) тональными изменениями при проведении темы (общий модуляционный план - T-D-S-T) и ходообразностью эпизодов-интермедий (см. Ход). Конкретное строение К. ф. индивидуально и во многом зависит от жанра сочинения. К. ф. применяется в первых, а также других частях орк. и инстр. концертов (напр., в первых частях "Бранденбургских концертов" Баха), сонат (в 3-й части его же сонаты для скр. и клавира № 3), в прелюдиях (As-dur из 2-го тома "ХТК"). Наиб. развита К. ф. в концертах (отсюда название), где она функционально подобна сонатному allegro и исторически подготавливает его. К. ф. сохраняет от полифонич. форм тип развития - без достижения нового качества (в отличие от сонатной формы), принцип чередования темы и интермедий (как в фуге), приёмы изложения. Строение темы: период из 2 предложений (в частности, подобных полифонич. теме и ответу), структуры типа дробления с замыканием, ядро и развёртывание (по образцу полифонич. темы), фугиров. построение. При повторениях тема изменяется и сокращается. Интермедия развивает материал темы (секвенции, имитации) или (реже) самостоятельна (границы темы и интермедии часто совпадают с границами tutti и soli). Для К. ф. характерны более крупные построения в крайних разделах (часто Da capo) и более дробные в середине (подобие классич. разработки). Холопов Ю. Н., Концертная форма у И. С. Баха, в сб.: О музыке. Проблемы анализа, [М.. 1974]; Bachs Brandenburgische Konzerte..., Kas.-Basel, 1951. Т. С. Кюрегян. |