Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЛАМЕНТО (ламенто, итал. - жалоба) - название пьес печального, скорбного характера, распространённых в музыке барокко. В 16 в. так иногда назывались мадригалы (С. Россетто, Б. С. Нардо). L. приобрело большое значение в связи с развитием итал. монодич. стиля (см. Флорентийская камерата). Один из ярких образцов L. нач. 17 в.- L. Ариадны из одноим. оперы К. Монтеверди (1608). Традиция драм. напевно-речитативного L. сохранялась до сер. 17 в. В творчестве Монтеверди возник др. тип L., основанный на basso ostinato ("Amor" из 8-й книги мадригалов, 1638); он получил значит. развитие в венецианской опере 1640-х гг. (Ф. Кавалли), позднее - в соч. Б. Феррари, Л. Росси, Дж. Кариссими, А. Чести. Арии L. с basso ostinato (часто в виде нисходящего хроматич. движения) встречаются в операх, ораториях и кантатах кон. 17 - нач. 18 вв. (L. Дидоны из оперы "Дидона и Эней" Пёрселла, L. в операх Г.Ф. Генделя). Термин "L." применяется и к инстр. произв. 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. (И. Я. Фробергер, Г. И. ф. Бибер, И. Кунау); встречается также и как обозначение оперного вступления или антракта. См. также "Надгробие". |