Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЛАДОВЫЙ РИТМ - теория В. Л. Яворского (др. назв. - "теория слухового тяготения", "теория муз. мышления"). Термин "Л. р." означает развёртывание лада во времени на основе тяготения неустойчивости к разрешению в устойчивость. Лады строятся на основе 12-ступенной полутоновой гаммы; источником тяготения служит "6-полутоновое отношение" - тритон. Его звуки (неустои) вместе с их разрешениями (в устои) составляют "симметричные системы" - структурные ячейки лада: Неустойчивые "ладовые моменты" систем - D или S. Теория Л. р. обосновывает наряду с мажором и минором также лады, тоники которых не являются консонирующими созвучиями. По Яворскому, ладом наз. такое соединение "систем", при котором (в полном либо неполком виде) использованы все б тритонов: Нек-рые из "ладов Яворского" совпадают с позднейшими "ладами огранич. транспозиции" О. Мессиана (см. Симметричные лады). Гл. достижение теории Л. р. - обоснование ряда ладов принципиально иной природы по сравнению с мажором и минором; новая концепция лада, в большей мере соответствующая музыке 20 в. (в частности, сложение лада из одних и тех же "систем" - своего рода "Grundgestalt'oe", см. Серия). Важны также сформулированные в теории Л. р. представления о диссонирующей и рассредоточенной тонике, понятие тональности как высотного положения лада, введение терминов "ладотональность", "переменный лад", а также оригинальное учение о муз. формообразовании (термины "предыкт", "соединит. интонация", "сопоставление с результатом", "наложение"). Уязвимой стороной теории Л. р. является абсолютизация тритона в качестве универсального источника ладообразования. Яворский Б. Л., Строение муз. речи. Материалы и заметки, ч. 1 -3, М., 1908; Протопопов С., Элементы строения муз. речи, ч. 1 - 2, М., 1930; Мазель Л., Рыжкин И., Очерки по истории теоретич. музыкознания, в. 2, М.-Л., 1939; Яворский Б., (C6.), т. 1, М., 1964. Ю. Н. Холопов. |