Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv, букв. - ведущий мотив) - относительно краткое муз. построение, которое неоднократно повторяется на протяжении муз. произв.; служит обозначением и характеристикой определ. персонажа, предмета, явления, эмоции или отвлечённого понятия. В качестве Л. могут использоваться мелодия (лейттема), гармонич. оборот или отд. гармония (лейтгармония, напр. "тристан-аккорд"), инстр. тембр (лейттембр). Л. чаще всего применяется в муз.-театр. жанрах не 19 в. - в симф. программной музыке. Как муз.-драматургич. приём Л. формируется в кон. 18 в. в поздних операх В. А. Моцарта, а также у композиторов франц. школы: А. Гретри, Э. Мегюля, Л. Керубини и др. Одним из важных муз.-характеристич. средствЛ. стал в 1-й пол. 19 в., напр. в операх П. Шпора, Дж. Мейербера, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера. Особенно большую роль Л. и система Л. играли в опере сер. 19 - нач. 20 вв. (Р. Вагнер, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, Р. Штраус, К. Дебюсси, А. Берг, Л. Яначек и др.). Л. в симф. произв. широко применяли также Р. Штраус и А. Н. Скрябин. |