Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЛИТУРГИЯ (греч. - общественный, всенародный и - дело, обязанность), обедня (старообрядч. обедница), - важнейшее богослужение православной церкви, аналогичное католич. и протестантской мессе. В первые века христианства чин (порядок текстов) Л. существовал в неск. вариантах. В 4 в. гимнографы Василий Великий и Иоанн Златоуст письменно изложили 2 чина Л., в 7 в. Григорием Двоесловом составлен чин "Л. Преждеосвящённых Даров". Л. содержит молитвословия, предназначенные для чтения и пения (антифонного и респонсорного). Тексты песнопений Л. делятся на неизменяемые, исполняемые постоянно, и изменяемые, относящиеся к определ. праздникам. В рус. богослужебной практике используются все 3 чина Л До 17 в. песнопения Л. исполнялись знаменным, демественным, путевым, позднее болгарским, греческим, киевским распевами. Со 2-й пол. 16 в. песнопения Л. начинают оформляться многоголосно (см. Строчное пение). На рубеже 17- 18 вв., с утверждением в России партесного пения, многогол. песнопения составляют в Л. большинство. Возникают циклы песнопений Л., получившие назв. "Служб Божиих" (Н. П. Дилецкий, В. П. Титов, А. Л. Ведель, С. И. Давыдов, С. А. Дегтярёв, Д. С. Бортнянский). С кон. 18 в. в творческую практику вошли хор. концерты - отд. крупные композиции на тексты Л., по муз. языку и стилю выходящие за рамки богослужебных требований (Бортнянский, М. С. Березовский, Дегтярёв, Ведель). К созданию песнопений Л. и их циклов обращались М. И. Глинка, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, Н. Н. Черепнин, П. Г. Чесноков, С. В. Рахманинов и др. композиторы. Всенощное бдение. Литургия, М., 1982. См. также лит. при ст. Церковная музыка. |