Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЛЮЙ-ЛЮЙ (кит. - 12 люй; люй - закон, мера, строй) - 12-ступенная звуковая система, символизировавшая философско-космологич., эстетич. и этич. представления в Др. Китае. Осн. на соотношении тонов инструмента типа многоствольной флейты, состоявшего из 12 бамбуковых трубок разной длины. 5 первых звуков системы Л.-л. настраивались по ч. квинтам (с отношением частот 3:2, что в точности совпадает с коэффициентами интервалов пифагорова строя) и в пределах октавы образовывали один из вариантов ангемитонной пентатоники. Остальные 7 звуков настраивались по тем же интервалам, но с меньшей точностью. Изобретение Л.-л. приписывается мифич. др.-кит. правителю Хуанди и его придв. музыканту Лин Луню. Каждый из 12 звуков Л.-л. имел свой глубокий натурфилософский смысл: нечётные звуки (1-й иероглиф в сочетании Л.-л.) воплощали светлые, активные силы неба (ян); чётные (2-й иероглиф) - тёмные, пассивные силы земли (инь). Вместе они выражали сущность 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака и часы суток. Кит. теоретики в течение 2 тысячелетий комментировали и переосмысливали эту систему, к-рая стала обозначаться только первым иероглифом "люй"; разработанная в кон. 16 в. теория темперации была названа "люй сюэ" (учение о люй). Муз. эстетика стран Востока, [Л.], 1967; Цзо Чжэньгуань, О муз.-теоретич. системе "люй" в кит. музыке, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, в. 5, М., 1987. |