Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МАЖОР (франц. majeur; итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый) - лад, устойчивые звуки которого составляют большое (мажорное, с б. терцией в основе) трезвучие, придающее ему светлую окраску (в противоположность минору). Осн. виды М.: натуральный, гармонический (с нб ступенью), мелодический (с нб и н7 ступенями). Мажорность как наклонение свойственна большой группе ладов - ионийскому, лидийскому, доминантовому и др.; натуральные лады, родственные по звуковому составу М., издавна существовали в фольклоре разных народов. В отличие от ладов с ув. секундой (см. Гемиолика, "Венгерская гамма"), в гармонич. М. обычно избегается мелодия, ход на этот интервал (нб-7). Мелодич. М. встречается реже, как правило в связи с нисходящим движением мелодии (по аналогии с натуральным минором; напр., в арии Ратмира из 3-го д. оперы "Руслан и Людмила", такты 26-28). Объединение в одной системе звукорядов 3 видов М. образует полную форму М.: См. лит. при ст. Гармония, Тональность. |