Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МАЖОРО-МИНОР, мажоро-минорная система, - тонально-гармонич. система, основанная на совмещении признаков противоположных наклонений - мажорного и минорного. М.-м. образуется путём проникновения специфич. гармоний и мелодич. оборотов минора в мажор (или мажора в минор) в рамках одной гармония, тональности и является важным средством её расширения. Осн. виды М.-м.: одноимённый и параллельный. Разновидности первого: а) одноимённый мажоро-минор - мажорный лад, обогащённый аккордовыми и мелодич. оборотами одноим. минора: И. Чайковский. "Евгений Онегин", 2-я картина. б) одноимённый миноро-мажор - минорный лад, обогащённый аккордовыми и мелодич. оборотами одноим. мажора (встречается реже): Наиб. ранний вид М.-м. - одноимённый, часто встречается в музыке 17-18 вв. (напр., заключит. мажорное трезвучие в миноре). Композиторы венской классической школы использовали М.-м. как средство углубления ладового контраста - т. н. венский М.-м., по И. В. Способину, В. О. Веркову (отклонение в тональность нIII ступени мажора через аккорд минорной тоники, напр. в побочной партии 1-й части 3-го фп. концерта Бетховена). Высшего развития система М.-м. достигла в музыке 19 в., в т. ч. в творчестве рус. композиторов. В музыке 20 в. М.-м. используется наряду с др. средствами расширения тональности (напр., у С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита). Теория М.-и. разрабатывалась X. Риманом, Ф. О. Гевартом, Г. Л. Катуаром, Б. Л. Яворским и др. исследователями. Термин "М.-м." не следует применять для обозначения классич. мажорно-минорной тональной системы. Катуар Г. Л., Теоретич. курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, в лит. обработке Ю. Н. Холопова, М., 1969; Берков В. О., Гармонии, М., 1970; Григорьев С. С., Теоретич. курс гармонии, М., 1981; Геваерт P. A., Traite d'harmonie thiorique et pratique, Y. 1-2, P., 1905-07. М. В. Каpасева. |