Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МАКОМ - одно из осн. понятий в узб. и тадж. проф. музыке устной традиции; региональная разновидность макана. Термин "М." имеет неск. значений: 1) мелодия-модель, символизирующая определ. философскую, социально-этич. или лирико-психологич. концепцию (напр., Рост - мера красоты и совершенства; Бузрук - величавость и монументальность; Наво - музыка, мелодия жизнеутверждения и др.); 2) 12 наиб. совершенных ладов (число всех ладов - "джамов", известных в теории с 13 в., равно 91): ушшак, нава, бусалик (Абу Салик), раст, ирак, исфахан, зирафканд, бузург, зангула, рахави, хусайни, хиджаз; шашмаком - система 6 ладов: бузрук, раст, наво, дугох, сегох, ирок; 3) образно-эмоц. модус (5), присущий тому или иному ладу; может быть реализован в виде одночастной или многочастной, вок., вок.-инстр. или инстр. форм, исполняемых солистом и (или) ансамблем; 4) жанровая система проф. музыки устной традиции (бухарский шашмаком, хорезмские М., фергано-ташкентские М., а также дутарные М., макомные мелодии для сурная и т. п.). Вызго Т. С., К вопросу об изучении макомов, в кн.: История и современность. Проблемы муз. культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; Матякубов О., Хорезмские макомы, в сб.: Проблемы муз. науки Узбекистана, Таш., 1973; его же, Ритмич. и ладовые основы хорезмских макомов, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, в. 4, М., 1984; Плахов Ю., К вопросу о ритмич. организации инстр. частей шашмакома, в кн.: Вопросы истории и теории узб. сов. музыки, Таш., 1976; Кароматов Ф., Эльснер Ю., Макам и маком, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, в. 4, М., 1984. Р. Матякубов. |