Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА - композиторское и исполнительское направление, сложившееся в нем. городе Мангейме (курфюршество Пфальц в Баварии) в сер. 18 в. М. ш. сыграла большую роль в развитии инстр. музыки, став одной из предшественниц венской классической школы. Наиб. яркие завоевания М. ш. относятся к первым десятилетиям её существования и во многом связаны с деятельностью чеш. музыкантов, составлявших ядро мангеймской капеллы: рук. капеллы Я. Стамиц, Ф. К. Рихтер, А. Фильц; И. К. Каннабих, К. Стамиц (сын Я. Станица) и др. Творч. установки М. ш. были родственны раннему классицизму 18 в., одноврем. стиль М. ш. отмечен влиянием рококо, барокко и сентиментализма. Образный строй произв. М. ш., отличающийся эмоциональностью и патетикой, предвосхитил движение "Бури и натиска". Особенно полно эти качества раскрылись в исполнит. манере первоклассных музыкантов мангеймской капеллы, к-рая считалась в Европе непревзойдённой по своей сыгранности и выразительности игры. Современинков поражали динамич. контрасты, эффектные нарастания (длительные crescendo) и спады звучности (diminuendo); в интонац. языке выделялись определ. мелодич. обороты - "мангеймские вздохи" (задержания) и др. В музыке композиторов М. ш. сложились мн. приёмы классич. оркестровки (в частности, функциональное подразделение групп), постепенно начался отход от традиций генерал-баса, в составе оркестра окончательно закрепился кларнет. Утвердилась классич. 4-частная структура симфонии, определились образно-тематич. контрасты внутри сонатного allegro. Опыт мангеймцев оказал значит. воздействие на творчество их современников, в частности - на франц. симф. школу и венских классиков, особенно на творчество В. А. Моцарта. Конен В. Д., Театр и симфония, 2М., 1975; Ливанова Т. Н., История зап.-европ. музыки до 1789 г., т. 2, 2М., 1982; De Stwоlinski G. В., The Mannheim symphonists: their contributions to the technique of thematic development, v. 1-2, [Rochester], 1966. Г. В. Жданова. |