Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МАРКЕТТО ПАДУАНСКИЙ (Marchetto da Padova, Marchetus de Padua)- итал. муз. теоретик, композитор кон. 13-1-й трети 14 вв. В 1305-07 работал в Падуанском кафедральном соборе. Автор большого 3-гол. мотета. Один из теоретиков Ars nova. Трактат "Lucida-rium..." (между 1317-18) посв. проблемам гармонии (учение о хроматике, разветвлённая классификация церковных ладов, понятие тяготения диссонантных интервалов в консонантные). В трактатах "Pomerium" (1321-26) и "Srevis compilations, (после 1326, см. в изд.: CS III) выдвинута теория мензуральной нотации (т. н. итал. нотация треченто). Учение М. П. оказало большое влияние на развитие ренессанс-ной муз. науки (Й. Тинкторис, Ф. Гаффури и др.). A Pomerium, Roma, 1961 (Corpus Scriptorum de Musica, 6); Нериингер J., The "Lucidarium" of Marchetto of Padua, Chi., 1985; рус. пер. отрывков из трактатов - в кн.: Муз. эстетика зап.-европ. Средневековья и Возрождения, М., 1966. Лебедев С., Учение о хроматике Маркетто из Падуи, в сб.: Проблемы теории зап.-европ. музыки (XI-XVII вв.), в. 65, М., 1983. |