Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от греч. - напев, песнь и декламация) - художественное чтение, сопровождаемое музыкой, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также "школьной драме" ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. (см. Мелодрама). В последующем М. нередко использовалась в операх ("Фиделио", "Вольный стрелок") и в драм. пьесах. Под влиянием мелодрам с кон. 18 в. сложился жанр самостоят. М. конц. плана, как правило, для чтения в сопр. фп. (реже - оркестра). Ранние образцы М. принадлежат И. Р. Цумштегу. Позднее М. создавали Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Р. Штраус, М. Шиллинге. В России М. как конц.-эстр. жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в., в числе авторов: Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич, позднее А. С. Аренский, А. А. Спендиаров. В сов. музыке М. использована в коллективной оратории "Путь Октября" (1927), в сказке для чтеца и симф. орк. "Петя и Волк" Прокофьева. В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации (К. М. Вебер, музыка к драме "Прециоза"). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим ее с речитативом, явилась т. н. связанная мелодрама, в которой с помощью особых знаков фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса ("Дети короля" Хумпердинка). У А. Шёнберга "связанная мелодрама" приняла форму т. н. речевого пения (нем. Sprechgesang). Разл. виды М. использовали в 20 в. П. Булез, Л. Ноно и др. |