Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЕЛОДРАМА (от греч. - напев, песня и бойца - действие, драма) - муз.-театр. жанр, получивший распространение в 18 в. в европ. странах. В М. монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой, к-рая перемежается с декламацией, а иногда исполняется одноврем. с произнесением текста. Возникновение М. было продиктовано эстетич. принципами эпохи Просвещения: стремлением к естеств. выразительности музыки в тесной связи с развитием драм. мысли. Ранние образцы М. - лирич. сцены "Пигмалион" Руссо (1770, музыка О. Куанье, сюжет из "Метаморфоз" Овидия), "Ариадна на Наксосе" (1774) и "Медея" (1775) И. Бенды, "Софонисба" К. Г. Нефе (1782). В России к М. обратился драматург Я. Б. Княжнин ("Орфей" с муз. Ф. Торелли, 1781). "Орфей" Княжнина с новой муз. Е. И. Фомина (1792) - один из ярких образцов этого жанра, отличающийся глубокой драм. выразительностью музыки, симф. напряжённостью её развития. В произв. введены хор, балетная сцена. Постепенно М. утрачивает самостоят. значение, её принципы в качестве выразительного средства проникают в оперу, а также музыку к спектаклям драматического театра ("Манфред" Шумана, "Арлезианка" Бизе, "Пер Гюнт" Грига). |