Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЕТАБОЛА (от греч.- изменение, переход) - 1) в др.-греч. муз. теории перемена в том или ином аспекте муз. изложения: ладового рода (переход из диатона в хрому; см. Древнегреческие лады, Роды интервальные) или состава (напр., смена "тетрахорда отделённых" "тетрахордом соединённых"; см. Совершенная система), ритма (метра), характера в разделах мелодии. Тональная модуляция (также смена лада) сходна с понятием М. 2) Термином "М." целесообразно обозначать переходы, не соответствующие понятию модуляции (напр., переход от симметричного лада С1.2 в инородный ему C-dur - окончание вступления ко 2-й картине "Садко"; переходы из диатоники в микрохроматику в вост. монодич. ладах). См. также "Странные пометы", "Странный голос". Аноним [Клеонид], Введение в гармонику, "Филологич. обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Ранний эллинизм, М., 1979. |