Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЕТРОТЕКТОНИЗМ (от греч.- мера и - строитель, создатель) - теория временной структуры муз. формы, выдвинутая Г. Э. Конюсом. Примыкает к эстетич. теории пропорций (гл. обр. в архитектуре). Согласно теории М., кристаллич. симметрия временных (тактовых) отношений в муз. произв. является важнейшим фактором красоты музыкального целого. Открытие этой стороны муз. формы и выработка соответствующего метода её анализа составляют ценность теории. В противоположность традиц. теории (X. Риман и др.), М. исходит не из категории мотива (синтаксич. "покровный" метр), а из категории такта (зодческий, "скелетный" метр). Части муз. формы рассматриваются как такты высшего порядка. Равенство их группировок (напр., в тактах образует "гармонию" временных структур. В связи с этим "закон равновесия временных величин" считается общим принципом всякой муз. формы. Анализ этюда Ф. Шопена ор. 10 № 12, выполненный Конюсом: Анализам Конюса, однако, иногда свойственны натяжки, Конюс Г. Э., Метротектонич. исследование муз. формы, М., 1933; Гика М., Эстетака пропорций в природе и искусстве, пер. с франц., М., 1936. И. Холопов. |