Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - термин, относимый к ряду художеств. течений 20 в., общим признаком которых является более или менее решительный отход от эстетич. критериев и традиций классич. искусства. В нач. 20 в. термин "М." применялся для обозначения позднего муз. романтизма (М. Регер, Г. Малер, Р. Штраус) и импрессионизма с типичной для них деструкцией тональной гармонии, классич. форм, традиционных метрики и ритма, тематически-мотивной работы; это выразилось, однако, в форме продолжения романтич. традиции одноврем. с выработкой собств. стилевой системы. Позднее М. стал синонимом таких понятий, как "новая музыка" (введено П. Беккером в одноимённом очерке, 1919) и муз. авангардизм, подразумевавших принципиальный разрыв с традицией. В совр. смысле термин "М." означает начатую итал. футуристами последовательность новаций авангардизма (примерно с 1910-х гг.). Присущая М. характерная тяга к ускоренной смене формальных методов и приёмов композиции, в частности, привела в кон. 1970-х гг. к течениям т. н. "новой простоты", которые парадоксальным образом стремятся реставрировать романтизм. М. как идейно-эстетич. течение выражает особенности культуры и общества в 20 в.: разобщённость художника и общества, возникающие на этой почве элитаризм, ускоренный темп историч. движения. Музыка в эстетике М. оценивается как бы с точки зрения будущего развития. В отличие от искусства реализма в модернистскую картину мира не входят ценности, связанные с реальными социальными силами, противостоящими кризису общества и культуры. Однако крупные художники, тяготеющие к М., способны создавать неоспоримые художеств. ценности, отражающие сложность и противоречивость человеческого сознания в условиях совр. действительности. Совр. проблемы реализма и модернизм, М., 1965; Модернизм. Анализ и критика осн. направлений, М., 1969; Кризис бурж. культуры и музыка. Сб. статей, в. 1-5, М.-Л., 1972-83; Dahlhaus С., Musikalische Moderne und Neue Musik, "Melos/NZfM", 1976, Jahrg. 2, H. 2. |