Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МОНОТЕМАТИЗМ (от греч. - один, единый и - то, что положено в основу) - принцип построения музыкального произведения, связанный с особой трактовкой одной темы или одного комплекса тем. М. следует отличать от однотемности, свойственной простым формам, фуге, вариационной форме. М. возникает при объединении сонатно-симф. цикла или происшедших от него одночастных форм одной темой, играющей гл. роль в драматургич. развитии произв. и называемой поэтому лейттемой или лейтмотивом. Такая тема, появившись в начале произв., переходит в другие его разделы чаще всего в изменённом виде. При этом в одних случаях она сохраняет свою протяжённость и структурную целостность, подвергаясь лишь вариац. изменениям ("Фантастическая симфония" Берлиоза, 5-я симфония Чайковского), в других - от неё отделяется осн.- мотив, проникающий в новые, самостоят. темы др. частей (5-я симфония Бетховена). Лейттема может также служить основой для образной трансформации, быть источником производных тем по принципу свободно-вариац. преобразований (4-я симфония Шумана, симф. поэмы "Прелюды", "Тассо", "Фауст"-и "Данте"-симфонии, соната h-moll для фп. Листа и др.). Исток М. - в интонац. сходстве начальных тем в разных частях циклич. соч. 17-18 вв. (напр., у А. Корелли, В. А. Моцарта). М. опирается также н идею сквозного развития, пронизывающего классич. сонатную форм.. М. получил большое распространение в 19 в. в связи с тяготением композиторов-романтиков к программности и усилением индивидуализирующего начала в муз. творчестве, проявившимся, в частности, в тематизме (особенно в мелодии и гармонии). М. И. Катунян. |