Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МОСКОВСКАЯ ШКОЛА - условное определение, относимое к группе моск. композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Во главе М. ш. стоял П. И. Чайковский, после его смерти - С. И. Танеев. М. ш. противопоставлялась петербургской школе, возглавлявшейся Н. А. Римским-Корсаковым. Однако существовавшие между школами разногласия касались частных вопросов и не затрагивали коренных идейно-эстетич. основ творчества. Обе школы представляли передовое направление в рус. музыке. Многие моск. и петерб. композиторы рубежа 19-20 вв. (А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, Вас. С. Калинников и др.) стремились к объединению творч. принципов Чайковского и Римского-Корсакова. Ученики последнего - Аренский и Ипполитов-Иванов - сыграли значит. роль в муз. жизни Москвы, примкнули к окружению Чайковского. Воспитанник Моск. конс. Гречанинов занимался у Римского-Корсакова (в дальнейшем работал преим. в Москве). Танеев в кон. 19 в. был тесно связан с петерб. муз. кругами. К М. ш. причисляют также С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, которые, однако, в своём творчестве, связанном с новым этапом развития рус. музыки, отошли от традиций М. ш., сложившихся в 19 в. |