на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МОЦАРТ (Mozart) Вольфганг Амадей (1756-91) - австрийский композитор. Обладал феноменальным муз. слухом и памятью. Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижёр, блестяще импровизировал. Занятия музыкой начал под рук. отца - Л. Моцарта. Первые соч. появились в 1761. С 6-летнего возраста с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 М. некоторое время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран чл. Филармонии, академии в Болонье. В 1769-81 (с перерывами) состоял на придв. службе у архиепископа в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену, где создал оперы "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро"; выступал в концертах ("академиях"). В 1787 в Праге М. закончил оперу "Дон Жуан", тогда же получил назначение на должность "имп. и корол. камерного музыканта" при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиб. известные симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в Германии. В 1791 М. написал оперу "Волшебная флейта"; работал над реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). М. был одним из первых композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника. Бетховен. Соната для фортепьяно ор. 14 No 1, 3-я часть (схема начала). наряду с Й. Гайдном и Л. Бетховеном является предст. венской классической школы, одним из основоположников классич. стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа муз. мышления, законченной системы классич. инстр. жанров (симфония, соната, квартет), классич. норм муз. языка, его функциональной организации. В творчестве М. универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художеств. преобразования реальности. Одноврем. в нём нашли развитие качества новых для того времени психологич. правдивости и естественности. Отражение гармония, целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке М. с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное предстают в соч. М. в динамич. равновесии и единстве. В центре художеств. мира М. - человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одноврем. как драматург, стремясь к художеств. воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия М. осн. на раскрытии многоплановости контрастных муз. образов в процессе их взаимодействия. В музыке М. органично претворён художеств. опыт разных эпох, нац. школ, традиций нар. искусства. Большое воздействие оказали на М. итал. композиторы 18 в., предст. мангеймской школы, а также старшие современники Й. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк. И. К. и К. Ф. Э. Бахи. М. ориентировался на созданную эпохой систему типизиров. муз. образов, жанров, выразит. средств, подвергая их вместе с тем индивидуальному отбору и переосмыслению. Стиль М. отличается интонац. выразительностью, пластич. гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вок. и инстр. начал. М. внёс огромный вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симф. цикла. М. свойственно обострённое чувство тонально-гармонич. семантики, выразит. возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов, прерванных оборотов и др.). Фактура произв. М. отличается разнообразием сочетаний гомофонно-гармонич. и полифонич. склада, форм их синтеза. В области инструментовки классич. уравновешенность составов дополняется поиском разл. тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров. создал св. 600 произв. разл. жанров. Важнейшая сфера его творчества - муз. театр. Творчество М. составило эпоху в развитии оперы. М. освоил практически все совр. ему оперные жанры. Для его зрелых опер характерны органичное единство драм. и муз.-симф. закономерностей, индивидуальность драматургич. решений. Учитывая опыт Глюка, М. создал свой тип героич. драмы в "Идоменее"; в "Свадьбе Фигаро" на базе оперы-буффа пришёл к реалистич. муз. комедии характеров. Зингшпиль М. превратил в философскую сказку-притчу, проникнутую просветительскими идеями ("Волшебная флейта"). Многоплановостью контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия оперы "Дон Жуан". Ведущие жанры инстр. музыки М. - симфонии, кам. ансамбли, концерты. Симфонии М. довенского периода близки бытовой, развлекат. музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у М. значение концепционного жанра, складывается как произв. с индивидуализиров. драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll, C-dur). Симфонии М. - важный этап в истории мирового симфонизма. Среди кам.-инстр. ансамблей выделяются по значению струн. квартеты и квинтеты, скр. и фп. сонаты. Ориентируясь на достижения Й. Гайдна, М. разработал тип кам.-инстр. ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-философской эмоции, развитым гомофонно-полифонич. складом, сложностью гармонич. языка. В клавирной музыке М. отражены черты нового исполнит, стиля, связанного с переходом от клавесина к фп. Соч. для клавира, гл. обр. концерты для фп. с орк., дают представление об исполнит. искусстве самого М. с присущей ему блестящей виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом. принадлежит большое число произв. др. жанров, в т. ч. песен, арий, бытовой музыки для орк. и ансамблей. Из поздних образцов наиб. известна "Маленькая ночная серенада" (1787). Хор. музыка М. включает мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории и др.; среди выдающихся соч.: мотет "Ave verum corpus", реквием. Оперы - Митридат, царь понтийский (1770), Луций Сулла (1772, обе - Милан), Мнимая садовница (1775), Идоменей (17S1, обе - Мюнхен), Похищение из сераля (1782), Свадьба Фигаро (1786, обе - Вена), Дон Жуан (1787, Прага), Так поступают все (1790, Вена), Милосердие Тита (1791, Прага), Волшебная флейта (1791, Вена) к др.; балетная музыка; оратории и кантаты; мессы; реквием (не окончен); для оркестра - симфонии, в т. ч. D-dur (Haffner, 1782), C-dur (Linzer, 1783), D-dur (Prager, 1786), Es-dur (1788), g-moll (1788), C-dur (.1788); серенады, дивертисменты, кассации; концерты для инстр. с орк. - ок. 30 для фп. (d-moll, 1785; A-dur, c-moll, 1786; B-dur, 1791, и др.), для скр. (5), для кл. (A-dur, 1791), для валт. (4); кам.-инстр. ансамбли- 6 струн. квинтетов (в т.ч. g-moll, 1787), св. 20 струн. квартетов (в т. ч. 6 квартетов, посв. Й. Гайдну, 1782-85, и др.), трио; церк. сонаты, духовые дивертисменты; для ф л. и скр. - сонаты (св. 30), вариации; для фп. - сонаты (19- в 2 руки, 5- в 4 руки), вариации, менуэты, рондо, фантазии; хоры; песни, арии и вок. ансамбли; вок. каноны и др. Mozart W. A., Neue Ausgabe slmtlicher Werke, Kas.-Basel, 1955- Косхеи L. вон. Chronologisch-thematisches Verzeichnis "Smtlicher Tonwerke W. A. Mozarts, Wiesbaden, 1964.
Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, пер. с франц., М., 1890-92; Серов А Н., Моцарт, в кн.: Избр. статьи, т. 1, М.-Л., 1950; Глебов Игорь (Б. Асафьев), Моцарт, П., 1922; Роллан Р., Моцарт, Собр. муз.-историч. соч., пер. с франц., т. 4, М., 1938; Ливанова Т., Моцарт н рус. муз. культура, М., 1956; Соллертинский И. И., "Волшебная флейта" Моцарта, в его кн.: Муз.-историч. этюды, Л., 1956; Черная В., Моцарт и австр. муз. театр, М., 1963; Эйнштейн А., Моцарт. Личность. Творчество, [пер.с нем.1,М., 1977; Аберт Г., В. А. Моцарт, пер. с нем., коммент. и вступ. ст. К. К. Саквы, ч. 1-2, М., 1978-85, 21988-; Чичерин Г. В., Моцарт. Исследовательский этюд, Л., 1987; Jahn О., W. A. Mozart,
(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

МЕНУЭТ

МЕРУЛА

МЕРУЛО

МЕТНЕР

МИКИША

МИКУЛИ

МИЛЛЕР

МИНИМА

МИНКОВ

МИНКУС

МИНЧЕВ

МИХЛИН

МИШЛЕН

МЛОДЕК

МОВЧАН

МОЙЗЕС

МОКРЫЙ

МОРЕЛЬ

МОРКОВ

МУЗЫКА

МУЛЕРТ

МУНТЯН

МУСАЕВ

МУФФАТ

МУШЕЛЬ

МЫШУГА

МЮЗИКЛ

МЮЛЛЕР

МЮНЦЕР

МЯСКОВ

НЁРГОР

НАГАРА

НАНИНО

НАУМАН

НАУМОВ

НЕГЕЛИ

НЕДБАЛ

НЕЕДЛЫ

НЕМЦЕВ

Музыкальный словарь ver16