Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
МЮЗЕТ (франц. musette, осн. значение - волынка, от старо-франц. muse - дудка) - 1) тип французской волынки. Имела мех из ткани, мехи для нагнетания воздуха (в отличие от франц. пастушьей корнемюзы, бытующей и ныне, где воздух нагнетался исполнителем через вдувную трубку), 2 мелодия, трубки (основную н дополнительную, отверстия на которой закрывались с помощью клапанов, расположенных на основной) и особый бурдонный бочонок с несколькими тростями и звуковыми каналами, длина и настройка которых менялись при передвижении спец. пластинок. М. сформировался к нач. 17 в., употреблялся в 17-18 вв. как проф. инструмент в кам. и театр. музыке, а также в домашнем музицировании. 2) М.-де-Пуату (Пуату - историч. область на З. Франции) - пастушья волынка с мехом из овечьей кожи и вдувной, мелодической и бурдонной трубками. Употреблялся в ансамбле с гобоем-де-Пуату (типа шалмея), выполнявшим функцию как бы 2-й мелодич. трубки. 3) Гобой-пикколо (на квинту выше обычного гобоя), созданный во Франции в 1830-х гг. для имитации звучания волынки. Имел 7 пальцевых отверстий спереди, одно - сзади, позднее заменённых на клапаны. 4) М.-бас (basse de musette) - одно из названий басового (баритонового) гобоя. 5) Органный регистр. 6) Французский старинный народный танец. Муз. размер 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент М. - волынки (отсюда назв.). В 18 в. вошёл в придворные оперно-балетные дивертисменты. М. с типичным для этого танца органным пунктом использован в качестве частей в инстр. сюитах и сонатах франц. композиторов 18 в., concerto grosso. М. встречается в увертюре к "Альнине" Генделя, опере "Бастьен и Бастьенна" Моцарта, в англ. сюитах И. С. Баха, в соч. М. Равеля. А. К. Глазунова. |