Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
НАКЛОНЕНИЕ - качество, обусловливающее противоположную направленность ладов и аккордов (dur-moll, см. Мажор, Минор): интонация б. терции (мажорной) направлена вверх. малой (минорной) - вниз. Генетически понятие Н. пересекается с понятием рода (лат. genus, итал. genere, франц. genre, нем. Гесчиечт - род, пол). Противоположность понятий dur н moll последовательно распространялась на роды интервальные ("твёрдый" диатон и "мягкая" хрома), виды секунд ("твёрдый" тон н "мягкий" полутон), терций ("твёрдая" б. терция и "мягкая" м. терция), гексахордов. С 17 в. dur и moll стали характеристиками Н. лада и консонирующего трезвучия в зависимости от вида лежащей в его основе терции (с кон. 17 в. - обозначения ладотональности в совр. смысле: C-dur, a-moll). Первая науч. теория Н. (мажора и минора) предложена Дж. Царлино (1558); диалектич. отношение мажора и минора раскрыл М. Гауптмам ("Die Natur der Harmonik und der Metrik". Lpz., 1853). H. Xолопов. |