Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ - культ.-просвет. организации в России, имевшие характер общедоступных муз.-уч. заведений. Цель Н. к. - распространение среди широких кругов населения муз. знаний путём обучения музыке, а также устройство общедоступных концертов, лекций. Возникли в период обществ. подъёма, вызванного Революцией 1905-07, по инициативе передовых муз. деятелей. Первые Н. к. были открыты в Москве (в 1906) как муз. секция Об-ва нар. университетов и в Петербурге (в 1908). В др. городах Н. к. проводили преим. кони,-лекционную работу. Осн. контингент учащихся - служащие. В работе Н. к. принимали участие С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, М. А. Дейша-Сионицкая, Л. В. Николаев. Б. О. Сибор, К. С. Сараджев, Н. Р. Кочетов, Н. Я. Брюсова, Ю. Д. Энгель, Е. Э. Линёва, Б. Л. Яворский и др. Большое значение придавалось общему муз.-теоретич. образованию, изучению и исполнению рус. нар. песни. После Окт. революции 1917 Н. к. открылись в Витебске, Ташкенте, Ярославле и др. городах. При реорганизации системы муз. образования в 1920-30-х гг. Н. к. были преобразованы в муз.-уч. заведения (техникумы и др.). |