Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ - 1) лады "естественного" происхождения, возникшие без влияния проф. музыки (в противоположность "искусственным", напр. гармонич. минору, гармонич. мажору, симметричным ладам). К Н. л. относятся лады разл. родов интервальных (полные, т. е. октавные, и неполные): диатонич. эолийский, ионийский, фригийский, миксолидийский, лидийский, локрийский с их плагальными разновидностями, диатонич. переменные, разл. лады ангемитонной и полутоновой пентатоники, обиходные лады и др. миксодиатонич. лады (напр., встречающийся в музыке Польши и Молдавии лидомиксоли-дийский лад), разл. гемиольные (с одной-двумя ув. секундами, напр. венгерская гамма"), множество Н. л. вост. традиц. музыки. Основные Н. л.: л., за исключением натурального мажора, не обладают сильным и однозначным центростремит. тяготением (по крайней мере, оно менее определённо, чем в европ. тональных ладах; см. Переменный лад). Индивидуальные особенности Н. л. определяются интервальным родом, функциями модальными тонов (устой, др. опорные тоны, значение каждого тона, зависящее от его положения в звукоряде и отношения к устою), реперкуссией (специфическими для данного лада путями движения между всеми его опорами) и реализующими ее мелодич. формулами (полевками). Модальные тоны некоторых ладов именуются по т. н. характеристич. интервалам: Ладовые интервалы (модальные тоны). 2) То же, что диатонич. лады (см. Диатоника). Ю. Н. Холопов. |