Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА, нововенская школа, вторая венская школа, - творч. содружество А. Шёнберга и его венских учеников, сложившееся в 1900-х гг. Виднейшие представители (помимо главы школы): А. Берг, А. Веберн, а также Э. Веллес, X. Эйслер (в начальный период творчества). Деятельность композиторов Н. в. ш. пришлась на эпоху жестокого социального и культурного кризиса в Зап. Европе (девальвация традиц. духовных, этических и художеств. ценностей, нарастающие социальные противоречия, фашизм, мировые войны). Этим объясняется сложность и идейная противоречивость музыки нововенцев: ей свойственны экспрессионистские тенденции (см. Экспрессионизм; монодрама "Ожидание" Шёнберга), реалистич. пафос трагедии "маленького человека", позиция социального сострадания (опера "Воццек" Берга), антифаш. протест (кантата "Уцелевший из Варшавы" Шёнберга). По типу муз. образности историко-стилистич. грань проходит внутри Н. в. ш.: Шёнберг и Берг непосредственно продолжили традицию австро-нем. позднего романтизма, а эстетич. основы музыки Веберна - его новое ощущение муз. времени, внутр. реорганизация муз. целого - стали ориентиром для ряда композиторов послевоен. поколения (кои. 40-х - 70-е гг.). Новизна образного содержания у композиторов Н. в. ш. нашла отражение в радикальном обновлении художеств. языка и стиля, связанном с отказом от мажора и минора, от традиц. тональных планов и модуляционного развития, на котором строились муз. формы классич. типа (см. Атональность). При сохранении этих форм были выработаны средства "новотонального" письма ("Лирич. сюита" и концерт для скр. с орк. Берга, 3-й квартет Шёнберга, концерт для 9 инстр. ор. 24 Веберна). В условиях кризиса позднеромантич. гармонии, с её "омнитональностью" и хроматичностью, возник метод додекафонии. Шёнберг и его последователи полагали, что созданные ими принципы композиции способны стать универсальными законами музыки 20 в. в той же мере, в. какой стиль венской классической школы был универсален для 2-й пол. 18 в. (отсюда название Н. в. ш., родившееся в кругу её приверженцев; с этим же связан метод преподавания композиции в классе Шёнберга, позднее у Веберна, ориентированный прежде всего на музыку венских классиков): В действительности Н. в. ш. представляет собой только одно из направлений "новой музыки" (см. Модернизм); её творч. установки не разделялись мн. крупнейшими композиторами 20 в. Друскин М., Австр. экспрессионизм, в его кн.: О зап.-европ. музыке XX в., М., 1973; Веберн А.. Лекции о музыке. Письма, пер. с нем., М., 1975; Музыка XX века, ч. 2. кн. 4, М., 1984; Leibowitz R., Schoenberg et son ecole. P., 1947; Rohwer I., Neueste Musik. Ein krilischer Bericht, Stuttg., 1964; Rоgnoni L., La scuola musicale di Vienna. Espressionismo e dodecafonia, Torino, 1966; Gerlach R., Musik und Jugendstil der Wiener Schule, 1900-1908, Laabеr, 1985. |