Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД - звукоряд, лежащий в основе др.-рус. песнопений. Охватывает 12 ступеней со строго упорядоченным соотношением тонов. О. з. делится на 4 согласия (трихорда) - "простое", "мрачное", "светлое" и "тресветлое" с одинаковой интервальной структурой (целый тон между звуками внутри согласия и полутон между согласиями). Звуки согласий О. з. обозначались с 17 в. при помощи киноварных помет и тушевых признаков. По построению О. з. сходен с сольмизационной системой (см. Сольмизация, Мутация, "Странные пометы"). Высота О. з. условна, зависит от высоты голоса исполнителя. О. з. встречается не только в церк., но и в рус. нар. музыке. Никольский А. В., Звукоряды нар. песни, в кн.: Сб. работ этнографич. секции. в I, М.. 1926 (Труды Гос. ии-та муз. науки). См. также лит. при ст. Пометы. |