Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОБРАТИМЫЙ КОНТРАПУНКТ - вид сложного контрапункта. Предполагает в производном соединении обращение мелодий первонач. соединения - всех (полный О. к.), некоторых или одной (неполный О. к.). Наиб. употребителен зеркальный контрапункт - полный О. к., в производном которого интервальное соотношение мелодий то же, что в первоначальном, но расположение выше- и нижележащих мелодий обратное ("Искусство фуги" Баха, Contrapunctus XII). Усложнение О. к. подвижным контрапунктом (напр., во мн. соч. В.А. Моцарта) даёт: а) вертикально-обратимый контрапункт - полный (в производном которого, в отличие от зеркального производного, изменяются интервальные соотношения мелодий с противоположной или прямой перестановкой) и неполный (в производном то же, но не все мелодии обращены); б) горизонтально-обратимый контрапункт (изменение времени вступления мелодий друг относительно друга) - полный и неполный; в) вертикально-горизонтально-обратимый контрапункт (изменение высотного и временного соотношения мелодий) - полный и неполный. В полном вертикально-обратимом контрапункте интервалы первонач. соединения отличаются от интервалов производного на постоянную величину Index verticalis: lv= -m±n, где m - интервал первоначального, n - соответствующий интервал производного соединения (знак "+" при противоположной, знак "-" при прямой перестановках). В прочих разновидностях (полный горизонтально- и вертикально-горизонтально-обратимый контрапункты, все виды неполного О. к.) зависимость такого рода неочевидна, и значение передвижений легче обнаруживается сравнением производного не с первоначальным, а с простым зеркальным или неполным обратимым производным (полученным от обращения без использования техники подвижного контрапункта), которое, т. о., приобретает значение вторичного первоначального. к. комбинируется с др. видами сложного контрапункта, в частности с допускающим удвоение ("ХТК", 2-й том - фуга b-moll, такт 96), ракоходным (П. Хиндемит, "Ludus tonalis" - Прелюдия и Постлю-дия). Мелодич. обновление, часто сочетаемое с контрапунктич. преобразованиями, - гл. выразит. свойство О. к., технику которого разработали мастера строгого стиля. Классич. пример использования зеркального контрапункта в двойном каноне - Agnus dei из канонич. мессы, приписываемой Палестрине. О. к. - осн. средство контрастирования в однотемных соч. эпохи И. С. Баха; характерен также для контрапунктически сложной музыки 20 в. Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Тюлин Ю. Н., Иск-во контрапункта. М., 1964; Корчинский Е. Н., Обратимый контрапункт, в кн.: Научно-методич. записки Уральской конс. им. М. П. Мусоргского, Свердловск, 1973. В. П. Фраёнов. |