Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОДНОГОЛОСИЕ - принцип изложения в музыке, ограничивающийся одной мелодич. линией и противоположный многоголосию. Возможности О. обусловлены выразительностью мелодич. рис 'Нка; горизонтальное измерение господствует, но не исключает вертикальное. Обычен монодич. склад музыкальный; скрытое в О. многоголосие может иметь черты полифонич. или гомофонно-гармонич. склада. О. распространено в нар. музыке. С периода О. начинаются все проф. муз. культуры (григорианское пение, знаменный распев и др. виды монодии); некоторые из них (преим. восточные, напр. макам, рага) исчерпывают себя в высокоразвитом О. В классич. европ. музыке О. применяется в сольных произв. для струнных, духовых инстр., в традиц. вок. жанрах (Песня Хозе из оперы "Кармен"), как оттеняющее средство в многогол. музыке (начало репризы 1-й части сонаты для фп. № 17 Бетховена), в стилизациях (соло Дьяка в 3-й сцене 2-го д. оперы "Ночь перед Рождеством"). См. лит. при ст. Мелодия. Монодия. |