Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОДНОТЕРЦОВЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - пара тональностей противоположного ладового наклонения, тонич. трезвучия которых имеют общую терцию (напр., C-dur и cis-moll, H-dur и c-moll). Понятие "О. т." сформулировано нем. комп. и теоретиком 3. Карг-Элертом ("Polaristische Klang-und Тонаиитациехре", Lpz., 1932). Близость О. т. по высоте позволяет одной из них создавать эффект обманчивого замещения ("двойника") другой, что не означает, однако, расширения понятия одноимённости (см. Одноимённые тональности) из-за различных осн. тонов (1). полного несовпадения остовных звуков (осн. тона и квинты) в аккордах гл. тональных функций (Т, D и S). Функциональное тождество однотерцовых аккордов иногда возможно в неустойчивой сфере, напр. аккорд нВИ может быть взят в роли однотерцовой с ним D. Ю. Н. Холапов |