Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОПЕРА-БАЛЕТ (франц. opera-ballet) - муз.-театр. жанр, сложившийся во Франции на рубеже 17 - 18 вв. К О.-б. тянутся нити от придв. балета 16 в., комедий-балетов, созданных Ж. Б. Люлли совм. с Мольером, а также от опер и балетов самого Люлли. Наиб. ярко этот жанр представлен в творчестве А. Кампра ("Галантная Европа", 1697; "Венецианские празднества", 1710), а также у А. К. Детуша, Ж. Муре и др. О.-б. отличаются прежде всего красочностью и декоративностью. Обычно включают пролог и 3 - 4 картины (entrees), сюжетно почти не связанные (подчинены лишь общей идее произв.), в которых танц. сцены чередуются с речитативами, ариями, ансамблями и др. оперными формами. В отличие от придв. балетов и лирических трагедий с их мифологич. и аллегорич. сюжетами герои О.-б. - зачастую реальные люди. Высокие образцы О.-б. созданы Ж. Ф. Рамо ("Галантная Индия", 1735: "Празднества Гебы", 1739, и др.). Впоследствии композиторы не обращались к этому жанру. Отд. произв. в жанре О.-б. появились в 19-20 вв.: "Торжество Вакха" Даргомыжского (1848), "Млада" Римского-Корсакова (1890), "Снежная королева" Раухвергера (1965), "Театр чудес" Хенце (1948; 2-я ред. 1965), "Давид Сасунский" Оганесяна (1976) и др. Anthony J. R.. French Opera-Ballet in the early 18th century. "JAMS", 1965. v. 18, № 2. |