Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОРГАННЫЙ ПУНКТ - выдерживаемый в басу звук, на фоне которого, часто не согласуясь с ним функционально, свободно движутся др. голоса. Вид педали. Тонич. О. п. (во вступительных, завершающих разделах) способствует устойчивости звучания; О. п. на доминанте (в предыктах, переходных построениях) усиливает необходимость разрешения. Я. Мясковский. 6-я симфония. 1 -я часть, окончание коды. Последовательность на тоническом органном пункте. Встречаются О. п.: на тонич. терции минора (С. В. Рахманинов, "Колокола", середина 1-й части), на VII (его же симфония № 3, 1-я часть, цифра 21) и др. ступенях; двойные (С. С. Прокофьев, симфония № 1, трио 3-й части); в виде повторяющегося звука (И. С. Бах, прелюдия из Сюиты № 1 для влч. соло), фигурации (4-я картина оперы "Садко", цифра 151) или краткого basso ostinato (И.Ф. Стравинский, "Весна священная", цифры 181,186, 201). Звук, выдерживаемый в верхнем или среднем голосе ("Виселица" для фп. Равеля), обычно наз. педальным тоном, выдержанным звуком. См. лит. при ст. Педаль. |