Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОРНАМЕНТИКА (от лат. ornamentum - украшение) - мелодич. обороты из звуков относительно мелкой длительности, применяемые для украшения мелодии, усиления её экспрессии, для демонстрации виртуозных возможностей исполнителя. К О. относятся мелизмы, тираты, пассажи, колоратуры, глосы, а также некоторые виды фигурации аккордов (см. Арпеджио) и ритмич. изменения (см. Ломбардский ритм). В своих истоках и эволюции О., как и примыкающая к ней диминуция (3), связана с искусством импровизации. Различают: О., не обозначенную в нотах и импровизировавшуюся исполнителем; О., обозначенную особыми знаками; О., полностью выписанную нотами. Значение этих видов менялось. Чисто импровизац. О.- один из формообразующих факторов музыки, основанной на одноголосии. В свободно импровизируемой О. постепенно сложились относительно устойчивые обороты, поддающиеся знаковому обозначению (см. Мелизмы). Наивысшее развитие такая О. получила в итал. и нем. орг. музыке 17-18 вв., в искусстве франц. лютнистов и клавесинистов, в клавирном творчестве К. Ф. Э. Баха. В это же время складывается классич. вариационная форма, в которой важная формообразующая роль принадлежит О., полностью выписанной нотами (в орнаментальных вариациях). Путь историч. развития европ. музыки вёл к постепенному отказу от О., импровизируемой исполнителем (хотя ещё в 18 в. она широко применялась как в вок., так и в инстр. музыке), к точному обозначению всех орнаментальных оборотов нотными знаками (соч. Ф. Шопена и др. композиторов-романтиков). Со времени К. В. Глюка сокращались масштабы применения О. Значение её ещё более упало во 2-й пол. 19 в. Но в 20 в. роль импровизируемой О. вновь возросла в связи с усилением импровизац. начала в некоторых областях муз. творчества, напр. в джазовой музыке. Юровский А., [Предисловие], всб.: Франц. клавесинная музыка. Сб. 1, М., 1935; Друскин М. С., Клавирная музыка.,.. Л., 1960; Куперен Ф., Иск-во игры на клавесине, [пер. с франц.], М., 1973; Бейшлаг Л., Орнаментика в музыке, пер. с нем., М., 1978; Dannreuther В., Musical ornamentation, v. 1-2, L., 1893-95; Goldschmidt H., Die Lehre von der vokalen Ornamcntik, B.-Charlottenburg, 1907; Donington R., The interpretation of early music, L., [1975]. В.Н. Брянцева. |