Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОСТИНАТО (итал. ostinato, от лат. obstinatus - упорный, упрямый) - многократное повторение мелодич., ритмич. фигуры, гармонич. оборота, звука. Как формообразующий фактор использовался с 13 в. в мотете (см. Изоритмия), в 15-16 вв. - в мессе (повторяющийся cantus firmus, часто в теноре); в 17 - 1-й пол. 18 вв. получает распространение basso ostinato (в т. ч. в чаконе, пассакалье). В 19 в. широко применяется soprano ostinato (в частности, в рус. музыке начиная с М. И. Глинки). О. применяется также в фигуриров. орг. пунктах и как деталь фактуры. В 20 в. многообразно раскрываются экспрессивные возможности разных видов О., резко возрастает роль basso ostinato ввиду ослабления связующей силы тональной гармонии. Цуккерман В., Анализ муз. произведений. Вариационная форма, 2М., 1987. |