Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОФФЕНБАХ (Offenbach) (наст. имя и фам. Якоб Эбершт, Eberscht) Жак (1819 - 80) - франц. композитор, дирижёр, виолончелист. Род. в Германии, в евр. семье. С 1833 жил в Париже. Занимался у Ф. Галеви (композиция). Играл в театр. оркестрах, выступал как виолончелист и дирижёр. В 1855-62 рук. созданным им театром "Буфф-Паризьен", где ставил свои одноактные оперетты. Основоположник франц. оперетты. Мировую славу принесли ему "Орфей в аду" (1858), "Прекрасная Елена" (1864), "Парижская жизнь" (1866), "Перикола" (1868), "Дочь тамбурмажора" (1879) и др. При многообразии сюжетов в центре большинства оперетт О. - едкая сатира, пародия на буржуазно-аристократич. общество в его нравственном разложении и коррупции. Музыка О. отличается изяществом, игриво-пикантной мелодикой, зажигат. танц. ритмикой. Написал оперу "Сказки Гофмана" (1880), проникнутую лиризмом, романтичностью. Творчество О. определило дальнейшее развитие франц. оперетты, оказало значит. влияние на формирование этого жанра в др. странах. Оперы (2), в т. ч. Сказки Гофмана (1881, Париж); оперетты (св.100, пост. в Париже) - Орфей в аду (1858, 2-я ред. 1874), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Синяя Борода, Парижская жизнь (обе - 1866), Великая Герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Разбойники (1869), Мадам Фавар (1878), Дочь тамбурмажора (1879) и др.; балеты; пантомимы; водевили; произв. для влч.; романсы, песни; музыка к спектаклям драм. театра. Соллертинский И., Ж. Оффенбах, в его кн.: Историч. этюды, [т.] 1, 2Л., 1963; Трауберг Л., Ж. Оффенбах и другие, М., 1987. Е. Ф. Бронфин. |