Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ОФФЕРТОРИЙ (от позднелат. offertorium - приношение) - песнопение мессы (проприя), исполняемое во время приношения даров (oblatio). Наиб. раннее свидетельство о пении О. принадлежит Августину. По респонсориальному строению О. близок интроиту: антифон (antiphonae ad offertorium) чередуется со стихами (versus) псалма. Первоначально мелодия антифона носила невматич. характер, versus - силлабический (см. Григорианское пение); в 5-8 вв. стиль О. становился всё более орнаментированным, мелизматическим; в рукописях 8-9 вв. О. - мелодически наиб. развитые песнопения григорианского репертуара. Многогол. О., подобно градуалу, аллилуйе, трактусу, - относительно редки из-за неудобства использования мелизматич. мелодии в качестве cantus firmus. В 16 в. многогол. О. встречаются у Палестрины, О. Лассо; в 17-18 вв. - у О. Векки, Я. Зеленки, И. Й. Фукса, Ф. Цуккари, П. Бенедетти. В кон. 18 в. О. часто сочиняли в виде сольных арий (И. Гайдн, В. А. Моцарт); практиковалась замена О. инстр. пьесой (напр., медленной частью симфонии). В 19 в. возрождается полифонич. стиль старых мастеров (напр., у А. Брукнера). |