Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч.- параллельный, букв. - находящийся или идущий рядом) - движение двух и более голосов муз. ткани в одну сторону и на один и тот же интервал (см. Голосоведение). Распространённый в раннем органуме, П. кварт (в двухголосии) и квинт стал нежелательным после признания в 13 в. терций и секст консонансами (правило школы Ф. де Витри, сер. 14 в., см. CS III, 28b). В полифонии 15 в. был запрещён П. квинт, а также октав и унисонов, впоследствии - и т. н. скрытые параллелизмы; в 16-17 вв.- П. б. терций, дающих тритон: В большинстве случаев запрет П. объяснялся стремлением к самостоятельности голосов и характерной "пустотой" звучания параллельных совершенных консонансов. Однако такие П. часто встречаются в нар. многоголосии (см. Гетерофония) к получили широкое распространение в музыке 20 в. П Мусоргский. "Борис Годунов", 1-е действие, 1-я картина. |