Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПЕРГОЛЕЗИ, Перголезе (Pergolesi, Pergolese) (наст. фам. Драги, Draghi; псевд. - по назв. города, где жили предки П.) Джованни Баттиста (1710-36) - итал. композитор. Обучался в одной из консерваторий Неаполя. Среди учителей - Ф. Дуранте. Крупнейший предст. неаполитанской оперной школы, классик жанра оперы-буффа, историю которого начинают с его оперы "Служанка-госпожа" (1733; написана как интермедия к его опере-сериа "Гордый пленник", затем приобрела самостоят. сценич. жизнь). Демократичная опера П. послужила поводом "войны буффонов" в Париже. В своём творчестве П. предвосхитил стилевой перелом в муз. искусстве сер. 18 в. к чисто светской, гомофонной, гармонически и мелодически прозрачной музыке. И. Ф. Стравинский написал на муз. темы П. балет (с пением) "Пульчинелла" (1920). Оперы - оперы-сериа Салюстия (1732), Гордый пленник (с интермедией Служанка-госпожа, 1733), Адриан в Сирии (1734; все - Неаполь), Олимпиада (1735, Рим), оперы-буффа Влюблённый монах (1732, Неаполь), Фламинио (1735, там же); интермедии; Stabat mater (1735), кантаты, мессы, арии, дуэты; инстр. произв. и др. Opera omnia, v. 1 -[28], Roma, 1939-43. КрунтяеваТ., Дж. Б. Перголези, в eе кн.: Итал. комич. опера XVIII в., Л., 1981; Delia Corte A., Pergolesi. con citazioni rousicali, Torino, [1936]; Margadonna M., Pergolesi, [Mil., 1961]. |