Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПЕРЕВОД - в др.-рус. певч. рукописях обозначение неканонич. варианта песнопения при изложении 2 и более распевов одного текста. Напр.: "ин перевод демеством", "перевод Лукошков", "перевод Христианинов" и др. Обозначения "П.", а также "преводне", "ин", "иной роспев", "ино знамя", "ин путь", "ино демество" применялись в разл. стилистич. пластах др.-рус. культовой музыки. Существовали Приидите ублажим Иосифа" знаменного распева, глас 5-й. Расшифровка Г. Л. Пожидаевой: 1) основная редакция; 2) "ин перевод". одногол. и многогол. П.; записывались столповой (см. Знаменный распев), путевой, демественной и пятилинейной нотациями. П. получили распространение с 16 в. В сравнении с осн. редакцией песнопения в П. использовался иной состав попевок и фит, иное их последование, иная подтекстовка. Бражников М. В., [Вступит. статья], в изд.: Федор Крестьянин, Стихиры, М., 1974; Келдыш Ю. В., На грани древнего и нового периодов рус. музыки, в его кн.: Очерки и исследования по истории рус. музыки, М., 1978; его же, История рус. музыки, т. 1, М., 1983. |