Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - один из типов звуковысотной организации в модальности (также и в тональных ладах; см. Мажоро-минор), Характеризуется либо переменностью устоя без изменения звукоряда (см. примеры 1-3), либо переменностью звукоряда при неизменном устое (см. пример 4). Динамика П. л. первого типа - в "разрешении" одного устоя в другой. 1. Параллельно-переменный лад.(по теории Б. Л. Яворского). 2. Русская народная песня "Про Добрыню". 4. М. П. Мусоргский. "В углу". Из вокального цикла "Детская". См. также Мутация, Метабола. л. не имеет сильного и однозначного тонального тяготения, сквозной тональной централизации (см. Тональность), нередко сочетается с переменностью метра. Образование местных опорных тонов, легко возникающих и легко смещающихся, функционально аналогично остановкам на ступенях тональности, подобно отклонениям ("модальные отклонения", см. f эолийский в примере 2). В некоторых наиб. мелодически развитых видах др.-рус. распевов на основе П. л. складывается разветвлённая модальная композиция, замкнутая или разомкнутая. Ю. Я. Холопов. |