Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПЕРЕЧЕНЬЕ (лат. relatio non harmonica; нем. Querstand; франц. fausse relation d'octave) - противоречие между звуком натуральной ступени в одном голосе и его альтерационным видоизменением в другом, обычно в др. октаве. П. возникает и через проходящую гармонию (пример в). Появление П. связано с тем, что звуковой след от альтерируемого тона не стирается, и в условиях диатонич. системы это создаёт впечатление фальшивого звучания (примеры а - в). П. избегается в полифонии строгого письма и классич. гармонии. Отд. случаи употребления П., как правило, связаны с выражением к.-л. особых аффектов (напр., в музыке итал. мадригалистов 17 в.). П. вполне приемлемы в ряде гармония, оборотов (напр., нII - V, VI - IV>), после цезуры, а также при развитом голосоведении или в момент отклонений, В музыке 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. П. часто появляется при полиладовости, движении по мало- и большетерцовой цепи (характерно для музыки Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси). В хроматич. ладотональной системе П. становится обычным явлением. Д. Шостакович. Соната для альта и фортепиано, 1-я часть. |