Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПОЛИМЕТРИЯ (от греч. - многочисленный и - мера, размер) - соединение двух или трёх метров в одновременности, одна из распространённых форм организации полиритмии. Для П. характерно несовпадение метрич. акцентов в разл. голосах. Наиб. яркое выражение П. - сочетание разл. метров на протяжении всего соч. или крупного его раздела. Такая П. встречается редко (сцена бала из "Дон Жуана" Моцарта с контрапунктом 3 танцев в размерах 3/4, 2/4 и 3/8): Более распространены краткие полиметрич. эпизоды, встречающиеся в неустойчивых моментах классич. форм; в некоторых случаях они используются в скерцо как игровые элементы (2-я часть 2-го квартета Бородина): Особым видом является мотивная П. (характерна для соч. И. Ф. Стравинского). Она насчитывает 2-3 пласта, каждый из которых состоит из различных по протяжённости мотивов. В типичных случаях в басу протяжённость мотива неизменна, а в др. голосах переменна; обычно ставится единая для всех голосов тактовая черта (многочисл. образцы П. - в "Весне священной", "Байке", "Свадебке", "История солдата", "Симфонии псалмов", "Симфонии в трёх движениях" и др. произв. Стравинского). В.Н. Холопова. |