Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПОЛИСТИЛИСТИКА (от греч. - многочисленный и стиль) - намеренное сочетание в одном произв. несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистич. элементов. Осн. формы П. - цитата (см. Коллаж; хорал из 60-й кантаты Баха в скр. концерте Берга), псевдоцитата (напр., иллюзия "Марша энтузиастов" Дунаевского в 1-й симф. Шнитке), аллюзия (намёк; напр., момент введения гл. темы финала 15-й симф. Шостаковича: после цитат из музыки Р. Вагнера во вступлении мелодия напоминает начало "Тристана", но реально совпадает с др. мелодией - "Не искушай" Глинки). К области П. не относятся такие явления, как чужая тема в вариациях (до 20 в.; напр., Вариации Лядова на тему Глинки), использование нар. мелодии (финал 4-й симф. Чайковского) или имитация её стиля (хор поселян из оперы "Князь Игорь"), инструментовка соч. др. композитора, некоторые виды цитат (мелодия А. Э. М. Гретри в опере "Пиковая дама"), невыдержанность стиля. Шнитке А. Г., Полистилистич. тенденции в совр. музыке, в сб.: Муз. культуры народов. Традиции и современность, М., 1973. Ю. Н. Холопов. |