Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ - разновидность вариационной формы, характеризующаяся применением полифонич. средств (контрапункт, сложный контрапункт, имитация и имитац. формы, полифонизация аккордовой ткани и др.). Слитные остинатные П. в. основываются на одногол. теме, непродолжительной и неизменной (иногда варьируемой, в др. тональностях; варьируется гл. обр. не тема, а полифонич. оформление - тип т. н. косвенных вариаций), что оставляет впечатление её постоянного повторения. Слитность обеспечивается отсутствием подчёркнутых цезур, фактурной зависимостью вариаций, образующих группы. Различают вариации на basso ostinato (наиб. распространены) и на неизменную мелодию. Неостинатные неслитные П. в. - ряд воспроизведений сравнительно развёрнутой одно- или многогол. темы с изменениями самой темы и (или) её полифонич. оформления. П. в. и неполифонические, остинатные в неостинатные вариации нередко сближаются. П. в. на basso ostinato встречаются в мотетах 13 в. В формах на повторяющийся cantus firmus разработана техника увеличения, уменьшения, обращения, возвратного движения. П. в. в 17-20 вв.: пассакалья и чакона вариац. циклы ("Гольдберговские вариации" Баха, BWV 988), в т. ч. хоральные (орг. "Канонические вариации", BW V 769); отд. пьесы (№ 140 из "Микрокосмоса" Бартока), части цикла (мн. соч. П. Хиндемита), вок. соч. сольные (1-я песня Веденецкого гостя из оперы "Садко"), ансамблевые ("Не томи, родимый" из оперы "Иван Сусанин"), хоровые (в т. ч. обработки нар. песен). П. в. вводятся в неполифонич. вариац. циклы, в т. ч. как финальная фуга (Л. Бетховен, И. Брамс, М. Регер), в сочетании с др. формами (напр., с сонатной - финал сонаты для скр. и фп. Шостаковича). См. лит. при статьях Basso ostinato. Вариационная форма, Полифония. П. Фраёнов. |