Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ (от греч. - многочисленный и функция) - сочетание различных (обычно двух) функций в одном созвучии (см. Полигармония). Проявления П.: на органном пункте (П. И. Чайковский, 6-я симф., 1-я часть, побочная тема, такты 4-5), в сложных формах созвучий с неаккордовыми звуками и в линеарной гармонии (сцена у балкона из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева, такты 8-9 - аккорд-задержание), в классич. кадансовом квартсекстаккорде (D5, т. е. доминанта с задержанными квартой и секстой), особенно в полиаккордах 20 в. Ошибочно толкование П. как механич. соединения разных функций (напр., в многозвучных аккордах: аккорд G-d-f-a-c'-e' в "Ноктюрне" для фп. Грига - доминанта, не является полифункциональным). Любая фальшивая гармония в таком случае могла бы быть оправдана как "П.". Ю. И. Холопов. |